Научная статья на тему 'Врачебно-педагогическое сопровождение программы обучения шахматам в школе'

Врачебно-педагогическое сопровождение программы обучения шахматам в школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
307
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / УЧАЩИЕСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ / АДАПТАЦИЯ К УМСТВЕННЫМ НАГРУЗКАМ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL DEVELOPMENT / STUDENTS OF JUNIOR CLASSES / ADAPTATION TO MENTAL STRESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Быков Евгений Витальевич, Рязанцев Александр Владимирович, Маценко Сергей Вадимович, Шустер Джулиан

Представлены результаты сравнительного анализа психофизиологических показателей учащихся 7–14 лет с различным уровнем умственных нагрузок. Показано позитивное влияние занятий по программе шахматного всеобуча на умственную работоспособность детей при наличии напряжения адаптационных процессов у юных шахматистов, что требует разработки коррекционных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Быков Евгений Витальевич, Рязанцев Александр Владимирович, Маценко Сергей Вадимович, Шустер Джулиан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT TRAINING PROGRAM IN SCHOOL CHESS

The paper presents the results of a comparative analysis of psychophysiological indicators of pupils aged 7–14 years with different levels of mental stress. Shows the positive impact of employment on chess education program on mental performance of children in the presence of stress adaptation processes in young players, which requires the development of corrective actions.

Текст научной работы на тему «Врачебно-педагогическое сопровождение программы обучения шахматам в школе»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 26 (317).

Образование и здравоохранение. Вып. 1. С. 26-30.

Е. В. Быков, А. В. Рязанцев, С. В. Маценко, Дж. З. Шустер

ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ШАХМАТАМ В ШКОЛЕ

Представлены результаты сравнительного анализа психофизиологических показателей учащихся

7-14 лет с различным уровнем умственных нагрузок. Показано позитивное влияние занятий по программе шахматного всеобуча на умственную работоспособность детей при наличии напряжения адаптационных процессов у юных шахматистов, что требует разработки коррекционных мероприятий.

Ключевые слова: психофизиологическое развитие, учащиеся младших классов, адаптация к умственным нагрузкам.

Успешность адаптации учащихся младшего школьного возраста к умственным нагрузкам определяется комплексом факторов, среди которых наиболее значимы степень психофизиологического развития и влияние социально-педагогических факторов (прежде всего адекватность педагогических воздействий возможностям организма ребёнка: объём умственных нагрузок, наличие дополнительных «развивающих» занятий, объём двигательной нагрузки и др. [2; 3; 16]. Результаты исследований современных детей свидетельствуют о задержке в развитии большинства психофизиологических функций, при этом недостаточно изучены вопросы взаимосвязи и взаимообусловленности таких факторов, как уровень умственных нагрузок, гендерные особенности и психологические свойства личности [1; 4;

8-10; 13-15]. В настоящее время во многих странах мира, в том числе и в школах России, внедряются инновационные образовательные технологии, связанные с дальнейшим повышением объёма умственных нагрузок, компьютеризацией и интенсификацией обучения при существенном снижении физической активности, которая имеет важнейшее значение не только для физического, но и для психофизиологического развития [12]. Вышесказанное требует определения интегративных психофизиологических параметров возрастной нормы, с наибольшей полнотой характеризующих уровень морфофункционального созревания головного мозга, сформированности его регуляторных функций в отношении других систем организма, интеграции межсистемных взаимодействий, обеспечивающих развитие эмоциональной сферы, высших психических функций в разные периоды онтогенеза [6; 7; 11].

Вопрос о внедрении шахмат в учебный процесс в младших классах школы обсуждается весьма широко, но, как правило, заведомо с позиций несомненной пользы таких занятий. Однако обзор

научной литературы даёт основание сделать заключение, что должного научно-методического обоснования в аспекте психофизиологии и физиологии, медико-биологического и функционального контроля, оценки его «отставленных эффектов» в долговременной перспективе пока не получено [5]. Как правило, исследователями констатируется значительное психоэмоциональное напряжение, ухудшение функций зрительного анализатора, нарушения обмена веществ (склонность к повышению массы тела). Тренеры и педагоги в качестве основного критерия используют уровень спортивных достижений, психологи определяют психологическое состояние учащихся, комплексной медико-педагогической оценки физического, психофизиологического и интеллектуального развития не проводилось.

Цель работы: оценить влияние повышенных умственных нагрузок на состояние здоровья, физическое и психофизиологическое развитие учащихся — участников шахматного всеобуча.

Материалы и методы исследования. Исследования проводились на базе средних образовательных школ № 67, 98 и 100 г. Челябинска, научной лаборатории факультета физической культуры и спорта Южно-Уральского государственного университета (2007-2013 гг.). Основную группу составили дети 7-14 лет со стажем занятий по программе всеобуча от 1 до 6 лет (мальчики, п = 104, и девочки, п = 106). Группу контроля составили учащиеся аналогичного возраста (мальчики, п = 112, и девочки, п = 116).

В указанных группах был проведён комплекс исследований, включавших оценку нейродина-мических показателей; активности различных уровней нейровегетативной регуляции ритма сердца в покое и при пробах с умственной нагрузкой; проводилось анкетирование для выявления признаков и степени выраженности вегетативных изменений (методика А. М. Вейна). Оценка ней-

ровегетативной регуляции ритма сердца как интегрального индикатора адаптационных реакций организма на воздействие средовых факторов — при помощи сертифицированной компьютерной технологии фирмы «Микролюкс» (г. Челябинск) (метод импедансной реографии со спектральным анализом кардиоритма). Оценка нейродинамиче-ских характеристик проведена с помощью сертифицированного аппаратно-программного комплекса «НС-ПсихоТест» фирмы «Нейрософт» (г. Иваново). Осуществлялся также анализ данных физического развития, успеваемости и заболеваемости учащихся.

Результаты исследования и их обсуждение. В возрастном аспекте наиболее значимое улучшение показателей в тестах простой зрительно-моторной реакции и «Оценка внимания» произошло от 2-го к 4-му классу. В частности, возросло среднее время реакции, улучшились показатели коэффициента точности Уиппла, при этом существенно снизилось количество ошибок запаздывания и опережения в основной и контрольной группе (р < 0,001), наиболее существенно снизился показатель «число ошибок опережения». У учащихся четвёртых классов основной группы число ошибок было достоверно меньше, чем у сверстников (р < 0,05 — р < 0,01). Следовательно, к 10-летнему возрасту показатели подвижности и уравновешенности нервных процессов, концентрации внимания по результатам простой зрительно-моторной реакции у младших школьников увели-

чиваются, в большей степени — у детей основной группы. На наш взгляд, этому способствует специфика занятий, указанные качества развиваются более быстрыми темпами за счёт игрового компонента.

У мальчиков основной группы выше скорость реакции, большая лабильность нервных процессов, выявлено преобладание процессов возбуждения, в то время как у девочек были выше точность, концентрация внимания, меньше ошибок опережения, но больше ошибок запаздывания. В основной группе к 4-му классу по показателям «функциональный уровень системы» и «устойчивость системы» определена тенденция к повышению помехоустойчивости на 15-20 % (р < 0,05) по сравнению с результатами учащихся 2-го класса и с группой контроля, у которых эта характеристика внимания на данном возрастном этапе изменяется незначительно (табл. 1).

Указанные различия сохранялись в следующих возрастных группах (12-14 лет), школьники основной группы превосходили сверстников по результатам тестов, имели более высокие показатели устойчивости внимания, меньше ошибок опережения и запаздывания.

К 4-му классу наиболее адаптивный характер реагирования на умственную нагрузку наблюдался у учащихся основной группы со средней силой нервных процессов, что было сопряжено с повышением значимости надсегментарного уровня регуляции, в то время как в группе учащихся

Таблица 1

Результаты теста «Помехоустойчивость» у 4-классников (М ± т)

Показатель Пол Основная группа Контрольная группа р

Среднее значение вре- м 307,91±6,16 328,54±6,89 <0,05

мени реакции (с) д 328,40±7,48 341,71±8,07 >0,05

р <0,05 >0,05

ФУС (усл. ед.) м 4,70±0,25 4,17±0,27 >0,05

д 4,46±0,21 4,06±0,24 >0,05

р <0,05 >0,05

Устойчивость системы м 2,97±0,34 1,62±0,31 <0,05

(усл. ед.) д 2,39±0,22 1,43±0,27 <0,05

р >0,05 >0,05

УФВ (усл. ед.) м 4,06±0,36 3,19±0,39 <0,05

д 3,34±0,35 2,80±0,26 >0,05

р >0,05 >0,05

с уровнем внимания ниже среднего нами определена выраженная симпатикотоническая реакция при предъявлении умственной нагрузки. Более высокий уровень внимания выявлен у учащихся с исходным преобладанием активности симпатического отдела автономной нервной системы (индекс вагосимпатического взаимодействия НЧ/ВЧ > 1,0).

Следует указать на различие изменений степени активности уровней нейровегетативной регуляции ритма сердца в зависимости от характера умственных нагрузок (табл. 2).

Юные шахматисты четвёртых классов справились с предъявленной «шахматной» нагрузкой с меньшим напряжением адаптационных механизмов по сравнению с второклассниками, что отражалось в незначительных изменениях частоты сердечных сокращений и общей мощности спектра. Так, у мальчиков увеличение ОМС составило 25,5 % (против 50 % у второклассников),

итоговые значения ОМС после проведения пробы были у мальчиков-шахматистов в 1,5 раза меньше, чем во втором классе (р < 0,05).

После пробы с «шахматной» нагрузкой наиболее высокой была мощность ОНЧ-колебаний, что свидетельствует об активизации центрального контура регуляции РС и процессов межсистемной интеграции на уровне высших отделов головного для обеспечения результативности выполнения данного творческого задания. Увеличение мощности очень низкочастотных колебаний составило у мальчиков около 80 % (р < 0,01 по сравнению с положением лёжа; при «учебной» нагрузке — на 78 %; у второклассников после «шахматной» УН — на 32,2 %) и их значение было выше, чем у второклассников на 20,4 %. Активизация симпатического отдела ВНС (о чём судили по увеличению абсолютной мощности колебаний) не привела к существенному изменению относительной мощности НЧ-колебаний: их доля составила

Таблица 2

Результаты спектрального анализа медленноволновой вариабельности ритма сердца четвероклассников в состоянии покоя (1) и после проведения пробы с умственной (УН, 2)

и шахматной нагрузкой (ШН, 2) (М ± т)

Показатель Основная группа (УН) Контрольная группа (УН) р Основная группа (ШН) ( р (в сравнении с исходными)

ЧСС 1 83,83±3,67 84,47±3,24 >0,05 83,83±3,67

(уд./мин) 2 90,33±3,41 98,67±3,03 >0,05 88,34±3,42 >0,05

р >0,05 <0,05 >0,05

ОМС, 1 52,67±5,99 56,50±5,79 >0,05 52,67±5,99

(усл. ед.) 2 73,51±8,74 87,64±9,55 >0,05 66,67±5,88 >0,05

р >0,05 >0,05 >0,05

УНЧ 1 8,55±1,60 6,36±1,31 >0,05 8,55±1,60

(усл. ед.) 2 12,06±2,40 8,11±1,89 >0,05 10,02±1,74 >0,05

р <0,05 >0,05 >0,05

ОНЧ 1 15,95±3,02 16,98±2,41 >0,05 15,95±3,02

(усл. ед.) 2 26,40±4,97 23,99±4,10 >0,05 28,16±3,39 >0,05

р <0,05 >0,05 <0,01

НЧ 1 13,59±2,51 14,93±2,41 >0,05 13,59±2,51

(усл. ед.) 2 21,80±2,48 40,43±4,60 <0,01 17,35±2,40 >0,05

р <0,05 <0,01 >0,05

ВЧ 1 14,54±2,95 18,23±2,61 >0,05 14,54±2,95

(усл. ед.) 2 13,23±2,43 15,11±2,10 >0,05 11,14±2,02 >0,05

р >0,05 >0,05 >0,05

26,03±1,18 % (в покое — 27,7 % и 25,8 % после «учебной» УН, р < 0,05), что в 1,5 раза меньше, чем у шахматистов вторых классов после «шахматной нагрузки» (38,89±2,67 %,р < 0,01).

Относительная мощность ОНЧ-колебаний после решения шахматной задачи составила 42,19±1,71 % (против 38,63±1,67 %, р > 0,05 — второй класс), что отражает наиболее значимый вклад центральных надсегментарных структур нейровегетативной регуляции в обеспечении результативности умственной деятельности. Необходимо отметить, что доля ОНЧ-колебаний у шахматистов четвёртых классов после пробы с «шахматной» нагрузкой на 25-30 % больше, чем у второклассников (33,78±1,36 %, р < 0,001), но при этом степень сложности задания была существенно выше у шахматистов-четвероклассни-ков.

Отдельного внимания заслуживает динамика ВЧ-колебаний: абсолютная мощность достоверно не изменялась, в то время как их доля снизилась с 26,78±1,20 до 16,82±1,07 % (р < 0,001). В итоге индекс вагосимпатического взаимодействия (НЧ/ВЧ) значительно повышался: с 1,03±0,11 до 1,54±0,15 усл. ед. (р < 0,01) у мальчиков-шахма-тистов.

Нами выявлено, что школьники, обучающиеся по программе шахматного всеобуча, более адаптированы к условиям образовательной среды: они имеют средний уровень показателя «настроение» теста САН, у них больше процент лиц с нормальным уровнем школьной тревожности (49,8 % девочек и 52,8 % мальчиков) и меньше учащихся (19,8 % девочек и 16,6 % мальчиков) с повышенным уровнем по сравнению со сверстниками. Однако у мальчиков основной группы нами была выявлена более высокая психофизиологическая «цена адаптации»: исследование признаков «вегетативных изменений» (анкетирование по А. М. Вейну) показало, что наиболее высокий средний балл (13,29±1,41) и наибольший процент лиц с вегетативными изменениями (45 %) был у мальчиков-шахматистов четвёртых классов. У учащихся средних классов (возраст 12-14 лет) степень напряжения адаптационных процессов снижалась.

Заключение. Таким образом, полученные нами результаты свидетельствуют о том, что занятия по программе шахматного всеобуча повышают степень адаптации учащихся к условиям образовательной среды, способствуют более высоким темпам психофизиологического развития

по сравнению со сверстниками и лучшей адаптации к умственным нагрузкам. Младший школьный возраст (8-10 лет) является сенситивным для развития помехоустойчивости. В то же время повышенный уровень умственных нагрузок и психоэмоционального напряжения у учащихся младших классов в условиях недостаточной двигательной активности ведёт к напряжению адаптационных механизмов (максимально выражено у мальчиков 10-11 лет; данный возрастной период можно рассматривать как критический период развития).

Полученные результаты свидетельствуют о неоднозначности влияния занятий по программе шахматного всеобуча на различные компоненты здоровья учащихся. В связи с этим мы полагаем, что необходима реализация индивидуально-типологического подхода при реализации программы шахматного всеобуча с учётом таких факторов, как пол ребёнка, сила нервных процессов, степень активности отделов вегетативной нервной системы, уровень личностной тревожности.

В целом результаты исследования позволяют ставить вопрос о необходимости осуществления систематического медико-педагогического сопровождения занятий по программе шахматного всеобуча. Нами разработаны и апробированы комплексы упражнений, способствующих снижению напряжения адаптационных процессов у детей с повышенным уровнем умственных нагрузок, занимающихся по программам шахматного (интеллектуально-игрового) всеобуча.

Список литературы

1. Байгужин, П. А. Особенности адаптации к учебной нагрузке школьников 8-9 лет с различным психотипом : автореф. дис. ... канд. биол. наук / П. А. Байгужин. Челябинск, 2005. 17 с.

2. Безруких, М. М. Возрастная динамика и особенности формирования психофизиологической структуры интеллекта у учащихся начальной школы с разной успешностью обучения / М. М. Безруких, Е. С. Логинова // Физиология человека. 2006. Т. 32, № 1. С. 15-18.

3. Быков, Е. В. Нейровегетативная регуляция хроно- и инотропной функции детей при умственной нагрузке / Е. В. Быков, А. В. Рязанцев // Успехи современ. естествознания. 2008. № 5. С. 81-83.

4. Волокитина, Т. В. Вегетативная регуляция сердечного ритма младших школьников в процессе выполнения теста Ландольта / Т. В. Волокитина,

Е. Ю. Иваницкая // Новые исследования. 2004. № 1-2. С. 114-115.

5. Илюхина, В. А. Психофизиологическое исследование эффектов адаптации к тактильному взаимодействию с дельфинами у детей 6-7 лет / В. А. Илюхина, М. Н. Кривощапова, Г В. Ман-жосова // Физиология человека. 2008. Т. 34, № 4. С. 36-46.

6. Кокорева, Е. Г Гетерохронизм развития психофизиологических функций у детей с сенсорными нарушениями : дис. . д-ра биол. наук / Е. Г. Кокорева. Челябинск, 2010.

7. Копосова, Т. С. Особенности эмоционального статуса младших школьников, обучающихся по разным образовательным программам / Т. С. Копосова, М. Ю. Кондратьева // Новые ис-след. 2004. № 1-2. С. 213-214.

8. Криволапчук, И. А. Психофизиологическая цена напряжённой информационной нагрузки у детей и подростков в 5-14 лет / И. А. Криволапчук // Физиология человека. 2008. Т. 34, № 4. С. 28-35.

9. Мачинская, Р. И. Особенности формирования высших психических функций у младших школьников с различной степенью зрелости регуляторных систем мозга / Р. И. Мачинская, О. А. Семёнова // Журн. эволюцион. биохимии и физиологии. 2004. Т. 40, № 5. С. 427.

10. Морозова, А. Ф. Педагогическая поддержка учащихся как условие предупреждения рисков школьной тревожности в отечественном и зарубежном опыте : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Ф. Морозова. М., 2008. 23 с.

11. Попова, Е. В. Психофизиологический анализ интеллекта и стратегий решения у детей предшкольного и школьного возраста : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Е. В. Попова. Архангельск, 2009. 20 с.

12. Рычкова, Л. С. Особенности нейродина-мических функций у детей в зависимости от их интеллектуального развития / Л. С. Рычкова, О. Ю. Герасимова // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер. Образование, здравоохранение, физ. культура. 2005. Вып. 5. № 4 (44). С. 319-321.

13. Рязанцев, А. В. Особенности психофизиологического развития и адаптации к умственным нагрузкам учащихся младших классов, занимающихся шахматами : автореф. дис. ... канд. биол. наук / А. В. Рязанцев. Челябинск, 2009. 23 с.

14. Фарбер, Д. А. Методологические аспекты изучения физиологии развития ребёнка / Д. А. Фарбер, М. М. Безруких // Физиология человека. 2001. Т. 27, № 5. С. 8.

15. Шибкова, Д. З. Особенности психофизиологических функций школьников / Д. З. Шибкова, О. А. Макунина, И. А. Якубовская // Вестн. Урал. мед. акад. науки. 2006. № 3-2 (15). С. 75-76.

16. Anderson, S. Active play and screen time in US children aged 4 to 11 years in relation to sociodemographic and weight status characteristics: a nationally representative cross-sectional analysis /

S. Anderson, C. Economos, А. Must // Biomedcentral Public Health. 2008. № 8. Р 366.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.